29.03.24

Глава 6

ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ.

КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО.

ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ.

X— XIII века.

В  середине  X века  хазары  в  Крыму сменились  при-шедшими с  востока
печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена
кенгересов, создавшие южнее уральских гор  между  Балхашем и  Аральским
морем  державу Кангюй или Канг. Племена, населявшие ее, по-тюрски назывались
«канг эр» — кангюрские мужи, а с VIII века получили название печенегов. В X
веке печенеги состояли из восьми племен, в XI — из тринадцати. Каждое племя
возглавлял хан,  выбиравшийся, как  правило  из  одного  рода. Военный строй
печенегов,  как  впоследствии  и  половцев, состоял  из  отдельных  отрядов,
по­строенных  в  виде клина. Между  отрядами устанавливались  телеги.  Сзади
телег  стояли резервы.  При  сильном  напоре  про­тивника кочевники  ставили
телеги в круг, накрывали  их  бы­чьими  шкурами и с  них отбивали  вражеские
нападения. Раз­бить телеги  и  прорваться  внутрь было очень трудно и стоило
больших  потерь. Через  узкие  извилистые  проходы  между те­легами печенеги
делали неожиданные  выпады, громили про­тивника и уходили назад.  Воины были
вооружены луком с колчаном стрел,  саблей,  появившейся вместо тяжелого и не
всегда  удобного  в  конной  сшибке меча,  копьем и  арканом. Реки  печенеги
переплывали на  мешках, сшитых  из  бычьих шкур и набитых  сеном, держась за
лошадь.  Нападения совер­шали  в  основном  зимой,  по  льду  рек.  С  собою
кочевники гна­ли большое количество  скота,  дававшего им еду  и питье, кожу
для одежды и шатров. Ели печенеги и половцы мясо и просо,
лили молоко. Просо бросали в кипящий  котел, затем туда добавляли тонко
нарезанное мясо и ели получившийся отвар, рис, сваренный на молоке, считался
лакомством.  В торже­ственные дни пили кумыс. О  верованиях  и семейном быте
деченегов ничего не известно.
В  конце  IX  века из-за  засухи  часть печенегов из бассейна реки Урал
прошла через  Привелжье  к  Дунаю. Другая часть  печенегов,  в сопровождении
племен  торков  и берендеев,  рас­селилась  в  черноморских  степях,  выгнав
кочевавшие там с V века мадьярские племена,  и долгое время существовала как
самостоятельная сила, контролируя земли от Волги до Дуная.
Печенеги  впервые появились  в Крыму в 882  году и  к се­редине X  века
заняли  весь  Крымский  полуостров,  разгромив  большинство  селений,  кроме
Херсонеса  и  городов  на Керчен­ском полуострове. Крым запустел,  население
ушло  в  горы.  Археологические  раскопки  свидетельствуют,  что большинство
крымских поселений этого  периода погибли в пожарах. Пе­ченеги быстро  стали
посредниками в торговле между  Херсо-несом и Древнерусским государством. Они
служили провод­никами торговых караванов, сами привозили награбленные товары
в Херсонес. Сверх установленой платы всегда требова­ли подарки для себя, для
жен  и детей. Арабский  историк Эль-Бакри писал о  печенегах,  что они очень
радушно  прини­мали  иностранцев,   приезжавших  торговать.  При  приезде  к
печенегам иностранцев или бежавших из константинопольс­кого  плена людей, им
предлагали  на  выбор: или остаться у печенегов  на равных правах  и выбрать
себе жену,  или  прово­дить до  места их  жительства.  Византия использовала
печене­гов  как  наемное  войско.   Император  Константин  Порфирород­ный  в
трактате «Об управлении империей» писал: «Когда ромейский  император живет в
мире  с печенегами, то ни  Русь,  ни  турки не  могут  совершать  враждебных
нападений  на  Ро-мейскую   державу…  А  печенеги,  связанные  дружбой   с
импе­ратором и  побуждаемые  им посредством  посланий  и  даров, легко могут
напасть на  землю русских и  турок,  брать  в  раб­ство их женщин и детей  и
опустошать  их  землю…  Другое  племя  названных  печенегов соседствует  с
областью   Херсона.  Это  племя  занимается   торговлей  с  херсонитянами  и
отправ­ляет поручения их и царя в  Россию, Хазарию, Зихию и про­чие тамошние
страны, получая,  разумеется, от херсонитов  Условленное  вознаграждение  за
такую  службу,  смотря по  свойству  услуги и положенному  на нее  труду, по
продаже  шелко­вых  тканей,  перевязей,  муслина,  бархата,  перца,  красных
парфянских кож  и других подобных  вещей, на какие  суще­ствует  спрос в тех
странах,  согласно  условиям сделки  между каждым  херсонитянином  и  каждым
печенегом в отдельнос­ти, какие  предложит первый и на какие  пойдет второй.
Эти печенеги, люди вольные  и не  признающие, можно  сказать,  иного закона,
кроме своего  собственного,  никогда  не  исполя-ют  никакого поручения  без
вознаграждения».
Начиная   с  IX  века   особую  выгоду  для  славянских  купцов   начал
представлять так называемый путь из варяг в греки. Из Балтийского моря купцы
попадали в Ладожское озеро (Нево),  переходя в реку Волхов, озеро  Ильмень и
реку Ло-вать, откуда  существовал волок  в верховья Днепра, а дальше  прямая
дорога до Черного  Моря.  На  пересечении  этих путей и выросли Новгород  на
севере  и  Киев  на  юге.  Через Черное море  велась  активная  торговля  со
средиземноморскими стра­нами, в первую  очередь  через  Сурож  (так на  Руси
называли крупнейший  торговый  центр  Причерноморья —  современный  Судак).
Оттуда на Русь попадали шелковые ткани из Вене­ции, Турции, Египта  и Сирии,
металлы  и  драгоценные  изде­лия,  пергамент  («харатья»  по-русски).  Русь
вывозила  меха,  кожи,  воск,  мед,  рыбий  зуб  (моржовая  кость).  Русской
торгов­ле нужны были опорные пункты на пути «из варяг в греки».
Впервые в сферу  политических и торговых интересов  Ки­евской Руси Крым
вошел в  988 году,  после взятия  Херсонеса  Таврического войсками киевского
князя Владимира.
Византийские  императоры  Василий  II  и  Константин  VIII, находясь  в
безвыходном положении  из-за  внутреннего  мяте­жа,  поднятого  византийским
военачальником Вардой Фока, обратились за  военной помощью к киевскому князю
Влади­миру Святославичу.  Был  заключен договор, по которому князь  Владимир
обеспечивал  подавление  мятежа  Фоки — а за это Два императора должны были
выдать за  него  замуж, при  ус­ловии принятия  им христианства, свою сестру
Анну.   Эта   же­нитьба   на  византийской   принцессе   ставила   Владимира
Свя­тославича на один уровень  с императорами Византии. В  988 году Владимир
крестился,   а  в  989  году  его  войска   ликвиди­ровали  восстание  Фоки.
Византийские  императоры,   по  свое­му  обыкновению,   попытались  обмануть
киевского  князя, не отдавая сестру.  Поняв  это, Владимир  осенью 989  года
осадил
и взял штурмом Херсонес Таврический,  стратегический центр  Византии  в
Крыму  и Причерноморье, объявив, что  это  пре­дупреждение  перед походом на
Константинополь.  Анна была отправлена в Херсонес, где и состоялась свадьба.
После  же­нитьбы Владимира на  царевне Анне  он вернул Византии  Хер­сонес и
ушел назад в Киев.
Примерно  в  это   время  киевским  князем  Владимиром  или  его  отцом
Святославом было основано Тмутараканское кня­жество Киевской Руси на  Тамани
и  части Керченского полу­острова  с городом  Корчевым  (нынешняя  Керчь). С
этого исто­рического периода славяне из Киевской Руси постепенно расселились
по всему Крыму. Старый Крым, Судак, Мангуп, Херсонес — именно здесь славяне
составляли наиболее зна­чительную часть населения.
Столица Тмутараканского княжества находилась в районе станицы Тамань на
Таманском полуострове. Тмутаракань как крепость возникла на месте хазарского
города Таматархи в  960-х годах, после походов  Святослава  Игоревича. Ранее
здесь находился античный  город Гермонасса, основанный  в  VI веке до  н. э.
Здесь  жили  касоги,  ясы,  готы,  хазары, половцы, рус­ские.  В  первый раз
Тмутаракань  упоминается  в «Повести вре­менных лет»  под  988  годом, когда
Владимир   Святославич  образовал  княжество   и  посадил  там  своего  сына
Мстислава, присоединив Тмутаракань к Древнерусскому государству. Тмутаракань
быстро превратилась во второй  по значению после Константинополя порт, через
который проходили почти  все морские и степные торговые пути XI— XII веков.
Мстислав  Владимирович,  правивший  княжеством  до  1036  года,  укре­пил  и
расширил границы княжества. С ним  считались племе­на кочевников, которые не
считались ни  с  какой  властью.  В конце X  века  в  состав княжества вошли
остатки восстанов­ленного  Византией  Боспорского  царства. В 1792  году  на
Та­манском полуострове  найдена  мраморная плита,  на которой  было выбито в
1068 году: «В лето 6576 года (1068 года — А. А.) индикта 6 Глеб князь мерил
море  по  леду  от Тмутара-каня  до  Корчева  14000  сажен».  Мстислав  стал
постепенно отдаляться от Киева. После  войны двух братьев Владимиро­вичей —
Мстислава  и Ярослава,  разделивших  Киевскую  Русь по  Днепру,  Тмутаракань
прочно  вошла в состав  вла­дений  Черниговского  княжества,  возглавляемого
Святос­лавом Ярославичем.  С 60-х годов XI  века в  Тмутаракани княжили  его
сыновья   Глеб,  Роман  и  Олег  Святославичи.  В  городе   была   учреждена
Тмутараканская  епархия,  епископ­ским  собором  которой  стала  построенная
Мстиславом цер­ковь Богородицы.
Войска Святослава Ярославича по  просьбе императора Михаила VII Дуки  в
1073  году  усмиряли  Херсонесс,  подняв­ший восстание против  византийского
господства.
С  усилением  вторжений  на  Русь половцев в  конце XI  века ^Утаракань
оказалась фактически отрезанной от Киевской *тси и потеряла независимость, с
1094 года имея хозяевами Половцев, Византию, Золотую Орду, Геную и Турцию.
После разгрома основных  сил печенегов  в 1036 году войс­ками  великого
киевского  князя Ярослава  Мудрого, они нача­ли уходить  из Причерноморья  к
Дунаю  и  Карпатам. Хозяева­ми Северного Причерноморья стали половцы, в 1091
году нанесшие печенегам сокрушительное поражение.
Кимаки или кыпчаки сложились как тюркоязычный на­род из потомков племен
хуннов, кочевавших в Средней Азии и европеидного племени динлинов, обитавших
в эпоху брон­зы на  Алтае  и Минусинской  котловине. Кипчаки рассели­лись  в
бассейне рек Иртыша и Тобола, а середине XI век?  проникли в Приднепровье  и
Северное  Причерноморье.  На  Pyci   за  светлый  цвет  волос  их   называли
«половцами» (по-руссю полова означает солома), а  на Западе —  команами или
кума  нами.  На  границах Киевской Руси  половцы появились в 105-году, после
занятия хазарских территорий к западу от Дней ра.  До 1115  года попеременно
победы  одерживали  то поле вецкие,  то русские войска, пока наконец великий
киевски князь Владимир Мономах, получив полную власть, не  пере­нес  войну в
степи и разгромил половцев объединенным  войс­ком Киевской Руси. После этого
половцы  и Дневнерусское  государство часто начинают выступать как союзники.
При  великом киевском  князе  Владимире Мономахе Киевская  Русь состояла  из
Киевского,      Переяславского,      Смоленского,      Влади­мир-Волынского,
Суздальско-Новгородского, Черниговского, Полоцкого и Червенского княжеств. К
середине XII века  еди­ная  Киевская  Русь  распалась на пятнадцать  крупных
полуго­сударственных  образований,  которые,  в  свою  очередь дроби­лись на
уделы,  представлявшие собой  земли,  юридически  оформленные  как  владения
определенных княжеских родов. В период с XI по XVI  век на Руси существовало
более ста уделов. Южная Русь, постоянно подвергавшаяся набегам ко­чевников и
терявшая силу в усобицах  князей, достаточно быстро утрачивала свое  прежнее
значение.  К  середине  XIII века  титул  «Великий  князь Киевский»  уже  не
существовал.  Центр экономической и политической жизни  Руси переме­щался на
северо-восток,  в   бассейн   верхней  Волги,   тогдаш­нюю  окраину  державы
Рюриковичей. В  1054  году в результа­те раздела владений Ярослава  Мудрого,
Ростово-СуздальскаЯ земля перешла к  Новгороду,  а  в  1074  году —  к сыну
Яросла­ва  Мудрого Всеволоду  Ярославичу  и его потомкам. В  1108  году  сын
Всеволода  Владимир Мономах основал на реке Клязьле город-крепость Владимир,
будущую столицу княжества. После его смерти в 1125 году  Ростово-Суздальская
земля  на­чала оформляться  в суверенное полугосударственное образо­вание. В
период между 1132 и 1135 годом Ростов и Суздаль окончательно  обособились от
Киевской  Руси. Безопасность территории, магистральный путь по Волге —  вот
что  способ­ствовало  развитию  Владимирской  Руси.  Избрание   на  стол  во
Владимире  в июне  1157  года  Андрея Боголюбского,  сына Юрия Долгорукого и
внука   Владимира  Мономаха   —  это  дата,  зна­менующая  официальный  акт
самостоятельного  государствен­ного образования  на северо-востоке, ставшего
позднее поли­тическим  центром  всей Русской  земли.  Во  времена сына  Юрия
Долгорукого — великого  князя  Всеволода Большое гнездо,  Владимирская Русь
достигала  на севере Лач-озера  и  верховь­ев Северной Двины,  на западе  —
верховьев Волги, на  юге — Оки и  на востоке  — реки  Унжи.  На  процессы,
проходившие  в Северном  Причерноморье,  русские  князья  больше  влияния не
оказывали.
К 1116  году  половцы окончательно разгромили и  покори­ли печенегов. С
этого времени половцы  становятся  единствен­ными хозяевами степей Северного
Причерноморья. Известно одиннадцать  колен половцев. Название каждого колена
ме­нялось  вместе  с именем хана. По смерти  старого хана полов­цы  избирали
нового,  как  правило  из того  же рода.  Поначалу  хан  не  обладал сильной
властью, она была у народного собра­ния.
Арабские источники называли половцем «кипчаками», а место их расселения
—   «Дешт-и-Кипчак»,  включающее   в   себя  степь  от   Днепра  до  Волги,
Предкавказье,  часть  Хорезма,  по­чти  все  Северное  Причерноморье и Крым.
Живший в XII  веке Раввин Петахья писал, что в хорошую погоду  половцы могли
различать предметы, находившиеся на расстоянии дня пути.
Крым,  кроме  Керченского  полуострова  и  Херсонеса, по­пал под власть
половцев  в середине XI века. Главным опор­ным пунктом половцев в Крыму стал
Судак,  называвшийся  тогда  Сугдеей. Арабский историк Ибн-аль-Асир  писал о
Судаке; «Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему
пристают  корабли  с  одеждами,  последние продаются,  а на  них  покупаются
девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы,  находящиеся
в зем-ле их». Через Судак проходила торговля товарами из русских
земель, Европы, Африки, Малой  Азии,  Индии и Китая. Часть Черного моря
получило  название Судакского. Слава о бога-том городе  разошлась  по  всему
миру  и  в 1222 году город был разграблен войсками  сельджукида  Ала-ад-дина
Кей-Кубада,  властителя  расположенного в  Малой  Азии Румского  султана­та.
Предлогом  для военной  экспедиции послужили жалобы  сельджукских  купцов на
Сугдею,  якобы  не  дававшую  им  торговать.  По  султанскоиу  приказу  эмир
Хюсамеддин  Чобан  с  большим  отрядом  высадился  под  Сугдеей и  разгромил
объе­диненное половецко — русское войско, пытавшееся прикрыть город. Сугдея
была захвачена, там появился султанский гарнизон,  находившийся  в городе до
татарского  погрома  1239 ]  года.  Много  половцев  служило в  Хорезме, чьи
султаны жени­лись на  дочерях половецких ханов.  При нашествии татаро-монгол
на Хорезм султан Джелал эд-Дин позвал на  помощь половецкие отряды.  За этот
союз и преследовали половцев татаро-монголы. После битвы на Калке 1223  года
половецкие  племена  начали покидать  Северное  Причерноморье  и  уходить  в
Закавказье и на русские  земли,  поступая  на  службу к  киев­ским  князьям.
Даниил Романович Галицкий использовал по­ловецких  воинов как легкую конницу
во время своих похо­дов на ятвягов и Литву.
13 апреля 1204 года столицу Византии Константинополь штурмом  захватили
и  разграбили  крестоносцы.  Из  имперских  обломков были  созданы Никейская
империя на западе Малой Азии и Трапезундская империя в северной части Ма­лой
Азии,  у   Черного  моря.  Византия  больше  не   контролиро­вала  южный   и
юго-западный   Крым,  что  изменило  политичес­кую  обстановку  на  Крымском
полуострове.
Херсонес начал платить дань Трапезундской империи, од­нако ее власть на
Крымском  полуострове не  шла  ни  в какое  сравнение  с властью  Византии и
фактически была чисто  но­минальной. Крым  снова  заселяется. На полуострове
обнаружены многочисленные остатки поселений XI века с системой водоснабжения
и  множество  одичалых  культурных  растений.  Развиваются  многие  основные
ремесла. Херсонес становится самым большим городом Крыма с населением в пять
тысяч  жителей.  После воссоздания в  1261  году  Визан­тии  Херсонес  вновь
подчиняется империи,
В середине  XII века на юго-западе  Крымского полуострова  византийским
эммигрантом  из  богатого  и  аристократического  армянского  рода  Гаврасов
Константином,  высланным в  1140 году из Трапезунта в Херсонес, было создано
Мангупское  кня­жество  Феодоро.  Феодоро  населяли  аланы,  греки,  готы  и
караимы-потомки  киммерийцев  и  тавров.  Границы  княже­ства  проходили  по
черноморскому побережью от Балаклавы до Алушты, а на севере — до реки Качи.
Столицей Феодоро  был город Мангуп, бывшая готская крепость, расположенная в
семнадцати  километрах от  современного Бахчисарая. Ман­гуп был построен  на
обжитом месте у  мыса  Тешкли-Бурун: еще в  III— IV веках там  существовало
поселение,  а  в  V  веке — феодальный замок. Мангуп  быстро  превратился в
политичес­кий и  экономический центр  юго-западного  Крыма.  Вторым  крупным
городом княжества стала крепость Фуна,  родовое гнездо Гаврасов, построенная
у подножья горы Демерджи, недалеко от Алушты. В 1427 году на месте пещерного
города  Инкермана,  расположенного  рядом   с   современным   Севасто­полем,
феодорийцы построили крепость Каламиту, защищавшую единственный морской порт
княжества  Авлиту  в  устье  Реки  Черной. В Бахчисарайском  музее  хранится
строительная  надпись с  именем  главы княжества Алексея. Княжество Фео-Доро
мешало  генуэзской торговле, и в 1434 году войска Генуи захватили Каламиту и
сожгли  ее. Крепость была  отстроена вновь и помогала отбивать  нападения на
Феодоро  генуэзцев  и  монголо-татар.  Феодоро  имело  широкие международные
связи, на дочери князя Исаака должен  был жениться сын мос­ковского великого
князя Ивана III. В княжестве жило около 200000 жителей, было 30000 домов. Но
в  1475  году  княже­ство  перестало  существовать,  полностью  уничтоженное
тур­ками, а  его территория стала непосредственно  турецкой и превратилось в
турецкий кадылык — округ.
В Крыму существовали еще несколько небольших феодаль­ных образования, в
частности, Кырк-Орское и Эски-Керменс-кое княжества.

Автор