Ян Брейгель, прозванный Бархатным из-за необычайной прелести его палитры, был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего; плодовитый и разносторонний мастер, он стал самым талантливым среди потомков отца и достиг подлинного величия, благодаря картине «Битва при Арбеллах» (ок. 1600- 1605, Париж, Лувр). Он работал в мастерской ант-верпенца П.Гукиндта, а в 1590 отправился в Италию. По возвращении в Антверпен в 1596 он становится мастером. В 1609, после поездки в Прагу и Нюрнберг, он получает титул придворного художника эрцгерцога Альберта и Изабеллы, но остается в Антверпене.
В своих пейзажах он вначале вдохновлялся творчеством Гиллиса ван Конинксло («Лесной пейзаж», 1597, Мюнхен, Старая пинакотека), но вскоре, в сотрудничестве с
Рубенсом, создал новый тип пейзажа, одновременно простого и лиричного, в котором доминируют коричневые и сине-зеленые тонам и который включает в себя многочисленные изображения животных, фруктов или человека, написанных иногда другими художниками («Земной рай», Гаага, Маурицхёйс). Он исполнил также множество цветочных натюрмортов, написанных в блестящей и тщательной манере, — букеты в вазах (Милан, пинакотека Амброзиана) или чашах (1618, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Он окружал гирляндами цветов «Мадонн» и «Св. Семейства» Рубенса (Париж, Лувр; Брюссель, Кор. музей изящных искусств).
Мастерство художника проявилось во всех жанрах, но более всего в пейзажах (Амстердам, Гос. музей; Франкфурт, Штеделевский художественный институт; Лондон, музей Веллингтона; Мадрид, Прадо; Мюнхен, Старая пинакотека; Рим, гал. Дориа-Памфили; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Ян Брейгель Бархатный имел многочисленных последователей.