Deprecated: Required parameter $wp_customize follows optional parameter $args in /var/www/vhosts/u8572589.plsk.regruhosting.ru/httpdocs/natblog.ru/wp-content/themes/graphene/admin/customizer/customizer.php on line 331
Пекинская опера в Москве — Natblog.ru

Пекинская опера в Москве

Пекинскую опера представляет отрывки из нескольких классических китайских постановок, таких как «Гадание укажет на убийцу», «Прогулка по озеру», «Город Чисанг», «Пьяная красота» и «Яшмовый браслет».

В фойе Прокофьевского зала выставлены костюмы Пекинской оперы. Для желающих проведут мастер-класс по гриму.

Мероприятие проходит  в рамках Международного фестиваля «Музыка мира. Китайский Новый год в России».

Китайская опера включает в себя прозу, поэзию, музыку, танцы, цирковое искусство, живопись, китайское кун-фу.

В Пекинской опере не подражают действительности, а показывают реальность через гиперболу и метафору. Еще одна особенность Пекинской оперы — символичность происходящего на сцене. Например, кнут в руке актера — езда верхом, весло — катание на лодке.

Пекинская опера имеет необычное музыкальное сопровождение — это перкуссия. Инструментальная установка включает в себя ударные инструменты разных видов. Под аккомпанемент перкуссии артисты выполняют на сцене действия, подразделяющиеся на 4

классические техники — «чан» (пение), «нянь» (речитатив), «цзо» (декламация), «да» (акробатика).

 

Пекинская опера

Столичная музыкальная драма ( 京剧 Jīngjù – Цзинцзюй) или Пекинская опера является самым известным видом китайского традиционного искусства. Она зародилась в конце XVIII века, и получилась из слияния нескольких древних театральных стилей, однако свой классический вид она получила в XIX века. Название Цзинцзюй опера получила  в 1876 году. В настоящее время столичная музыкальная драма признана национальным достоянием.

По сути Цзинцзюй, это даже не опера, а некий синтезированный театральный стиль, который включает в себя пение, декламацию, сценические бои и акробатические номера. В отличие от привычного нам театра, актеры не стараются играть индивидуальный и достоверный человеческий образ, они создают канву исторического события или характера героя при помощи строгой регламентированной символики. Детали одежды, цвет грима, походка и определенные жесты, манера декламации и пения, даже движения глазами позволяют зрителям понять, какой персонаж перед ними, каковы его взаимоотношения с другими персонажами и как он относится к происходящему на сцене.

Пекинская опера

Пекинская опера. Начало XX в.

Кроме того символичен и реквизит – в Пекинской классической опере практически нет декораций, кроме небольшого колчества стульев, которые обозначают как мебель, так и возвышение на местности, а положение стульев на сцене дает понять зрителям, насколько значительны происходящие события.

Не смотря на то, что в наше время существует масса спектаклей со сложными декорациями, световыми эффектами и трансформирующимися сценами, не покидают сцену и реквизит, использующийся в театре более сем по сто лет, к примеру, палочка с кистями, которая обозначает плетку в руках наездника.

Даже пол в таких спектаклях символичен – довольно долго на сцену, даже на женские роли, допускались исключительно мужчины. Только в начале прошлого века был снят запрет на актеров женского пола, и сейчас бывает даже так, что мужскую роль играет женщина.

Актеры в Пекинской опере имеют строго определенные амплуа. Основных амплуа четыре,  Шэн – мужские персонажи, Дань – женские, клоун Чоу и Цзин “цветное лицо”, в свою очередь они подразделяются на несколько типов.

Мужских в театре три роли. Лоу Шэн – персонаж преклонного возраста или зрелый, он положительный герой, отличающийся величавыми манерами, ведет себя с достоинством и благородно. Обязательными его атрибутами является белый или черный цвет усов и бороды, что обозначает его возраст. Молодой человек без бороды – Сяо Шэн, который выглядит нарочито броско, на сцене ведет себя изящно и  элегантно, поет фальцетом и естественным голосом. Но для этого персонажа пение не главное, он в первую очередь должен хорошо двигаться. Третий тип персонажей – это военные – У Шэн, они имеют самую хорошую физическую подготовку. Их персонажи выполняют акробатические трюки и участвуют в сценических боях.

Женских персонажей в Пекинской драме – четыре. Положительной героиней является – Чжэн Дань, она добродетельная и верная супруга, самоотверженная мать, одета обычно в черное, ведет себя неторопливо и спокойно. Среди женских ролей, от нее требуется наибольшая нежность и мелодичность голоса. Хуа Дань – относятся к молодым женщинам, они представляют собой служанок, кокеток, простушек, в основном используют жесты простонародный язык и декламацию. Лао Дань –  это пожилая Дань, которая двигается особенным образом, чем подчеркивает возраст неторопливостью походки. Их партии вокала исполняются в естественной манере, без специальной постановки голоса. Четвертое амплуа Дань – это воительницы У Дань, которые одеты практически как воины мужчины. Они олицетворяют собой военаначальниц, злых духов, ведьм. Во время их выступлений, барабаны и гонги оркестра создают более воинственное настроение.

Мужское амплуа Цзин (Хуалянь)

Мужское амплуа Цзин (Хуалянь)

Цветное лицо Хуалянь – это один из наиболее ярких персонажей в спектакле. Такой персонаж может быть героем легенды или храбрый аристократ, он выделяется характерной внешноостью или поведением, поющий энергичным и громким голосом без вокальных украшений.

Клоуны Чоу тоже имеют яркий грим, однако в отличии от Цзин, они являются комическими персонажами, для непривычного зрителя они являются самыми понятными персонажами. Чоу ведет себя непринужденно и весело. Клоуны также бывают двух видов – Вэн Чоу и У Чоу. У Чоу – это рыцари, разбойники, а также воры и грабители. Вэн Чоу же еще более  простонародные и грубые персонажи  – трактирщики, стражники, отставные военные.

Персонаж Чоу

Персонаж Чоу

Для понимания того, кто перед зрителем, огромное значение имеет грим. Он бывает двух видов. Для Дань и Шэн используюется обычный косметический – пудра, румяна, и сильно подведеные глаза. Второй представляет собой грим-маску, такой макияж означает, что перед зрителями Чоу и Цзин. Использование яркого грима сложилось с тех времен, когда актеры выступали перед огромным скоплением народа. Благодаря этому, даже зрители в задних рядах хорошо понимали, что происходит на сцене. Цвета в первую очередь обозначают характеры героев, например, красный –  это честность и верность, фиолетовый означает прямоту и хладнокровие, белый – обман и коварство, желтый символизирует коварство и свирепость, черный же непреклонность. Духам и богам принадлежат золотой и серебряный цвета.

Внешний вид одеяний Пекинской оперы сложился еще в эпохи Мин и Цин, костюмы также отражают характер, национальность героев и социальное положение.

Оркестр Пекинской Оперы включает в себя минимум 10 человек с духовыми, струнными и ударными инструментами. Две основные мелодии – энергичная и лирическая, они могут дополняться несколькими второстепенными. Ведущим инструментом в оркестре является двухструнная скрипка. Тарелки, барабаны и гонги  используются для сцен сражений.

Основные виды спектаклей – это гражданская пьеса и военная драма, а так же бывают комедии и сатирические спектакли. Как правило, основаны на народных преданиях, исторических событиях и сказках. Масса пьес создано по классическим четырем китайским произведениям – “Речные заводи”, “Путешествие на запад”, “Троецарствие” и “Сон в Красном тереме”.

В репертуар Пекинской оперы в разное время входило около полутора тысяч произведений, сейчас в постановке около 200. Делятся они на семь категорий – волшебные, любовные, дворцовые, исторические, нравоучительные и судебные, о долге и преданности. В опере в целом важная роль отведена морали.

В наше время этот стиль испытывает некоторый упадок. Сложную символику плохо воспринимают не только иностранцы, но и китайская молодежь. Она ориентирована на людей, которые не понаслышке знают китайскую традиционную культуру. Медленный темп всех действий вызывает  удивление, а использование старинных диалектов совсем сбивает с толку, даже несмотря на то, что сейчас по бокам сцены обычно устанавливаются электронные щиты с «субтитрами».

В результате потери интереса публики Пекинская опера претерпела множество реформ стиля, в частности появились новые пьесы, пышные спецэффекты и декорации. Правда, публикой все это было воспринято неоднозначно. Но, как бы там ни было, Пекинская опера имеет массу поклонников и даже фанатов. Даже интерес к профессии неизменно высокий – в учебных заведениях, где готовят актеров Пекинской оперы всегда имеется конкурс.