ПОРТРЕТ. Барокко. Италия. Караваджо, Микеланджело Меризи де. Юноша с корзиной фруктов
Портрет — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.
Важнейший критерий портретности — сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определённую эпоху, социальную среду, национальность.
ПОРТРЕТ. Возрождение. Италия. Боттичелли, Сандро. Портрет молодого человека
В то же время, отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.
ПОРТРЕТ. Барокко. Италия. Строцци, Бернардо. Женщина с гамбой
Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д.
Существуют портреты на медалях, геммах, портретная миниатюра.
По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.
Специфический жанр портрета — автопортрет.
Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров.
Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми, и портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры-шаржа, сатирического портрета.
Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль «двойника» портретируемого в загробной жизни.
Подобное религиозно-магическое назначение древнеегипетского портрета приводило к проецированию на канонический тип изображения индивидуальных черт определённого человека.
В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.
С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа.
Древнеримский портрет отмечен чёткой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик.
В эллинистическом искусстве и в Древнем Риме наряду с портретными, иногда мифологизированными бюстами и статуями широко распространились портреты на монетах и геммах.
Живописные файюмские портреты (Египет, I—IV вв.), во многом связанные с древневосточной магической традицией «портреты двойника», создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах — специфическую духовную выразительность.