Используя прием послойной лессировки в технике акрила можно добиться очень интересных эффектов — сложных и выразительных.
Эффект прозрачности воды на этой картоне был достигнут художником именно в результате применения послойной лессировки. Множество прозрачных, нанесённых один на другой слоев краски, создают впечатление глубины и прекрасно передают солнечные блики на поверхности реки. Ричард Смит «Птица на берегу реки»
Прием лессировки маслом, открытый старыми мастерами много веков назад, представляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая применяется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень быстро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.
В чем заключается прием послойной лессировки?
Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появлению особого колористического эффекта, придающего готовому произведению глубину и блеск.
Применение послойной лессировки
Этот прием можно использовать для работы в самых разных жанрах, но более всего он подходит для обогащения колорита портретов. Благодаря множеству прозрачных красочных слоев, нанесенных один на другой, можно получить настолько тонкие переходы тонов и цветов, что изображенная человеческая кожа выглядит свежо и очень правдоподобно — что называется, „как живая». А вот другой пример, когда уместна послойная лессировка: подмалевок картины мы выполнили при помощи нанесения объемных пятен краски, и, несмотря на то, что картина была нами старательно прописана, оказалось, что цвета подмалевка и самой картины не очень сочетаются. В этом случае мы можем нанести на места цветового диссонанса слой лессировки с соответствующим оттенком, который восстановит колористическую гармонию.
Часто бывает также, что небо в пейзаже получилось слишком холодного оттенка, а нанесение нового слоя краски явно «утяжелит» картину, — тогда достаточно разбавить прозрачную светлую охру и нанести тонкий слой этой краски на линию горизонта: небо сразу же станет «теплее». Иногда бывает, что некоторые участки фона как бы выдвигаются на передний план — тогда их покрывают бледно-голубой или серо-голубой лессировкой, и таким образом «выравнивают».
Пробы цвета
Послойная лессировка акрилом
Обычно для того, чтобы создать лессировку акриловой краской, ее сильно разбавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не оставляя следов кисти. Лессировка, содержащая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подходит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку более прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное нанесение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лессировку начинают со светлых оттенков, а заканчивают более темными. Таким образом, тон и цвет формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления слишком темного оттенка. Однако не стоит забывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Например, из серого цвета можно сделать нежно-голубой, нанося на него слои голубой лессировки, а изменить его холодный тон на более теплый поможет лессировка сиены натуральной.
Слой лессировки должен быть очень прозрачным — настолько, чтобы был виден цвет предыдущего красочного слоя.
Использование лессировки
Используя прием послойной лессировки в технике акрила, мы, как правило, начинаем со светлых тонов, постепенно добиваясь тонких колористических эффектов. Лессировка красного на кадмии желтом дает светло- оранжевый оттенок.
Слой светлой лессировки до определенной степени может изменить более темный основной слой. Лессировка кадмия желтого на кадмии красном дает удивительно нежный оранжевый оттенок.
Лессировку можно наносишь на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.
Решаем проблему
Палитра и акрил
Акриловые краски высыхают от быстро, потому следует быть внимательными, чтобы не дать им засохнуть прямо на палитре. Если это все-таки произошло, смочите палитру теплой водой — через некоторое время краска вымокнет и ее можно будет хоть как-то соскрести.
Алиса в красной кепке
Попробуем применить прием послойной лессировки в работе над портретом.
Основа, которую мы выбрали для работы, должна быть чистой и сухой. Сначала разбавляем необходимые для лессировки краски до жидкого состояния — чтобы ими можно было наносить тонкие прозрачные слои. Никогда не следует пользоваться краской, взятой непосредственно из тюбика — акриловая лессировка просто нуждается в разбавителях!
Не будем забывать и о том, что мы наносим прозрачный слой, который изменяет, но никак не перекрывает полностью оказавшийся под ним цвет.
Композиция Фотография Алисы, дочери художника
ВАМ ПОНАДОБИТСЯ
- грунтованный художественный холст или картон для живописи
- 2 плоские синтетические кисти: № 8 (или 10) и № 4
- матовый разбавитель
- уголь или карандаш ВВ
- пластиковая, фарфоровая или бумажная палитра
- краски 10 цветов: виридоновая зеленая, умбра жженая, голубая ФЦ, кадмий красный средний, кадмий желтый средний, охра светлая, титановые белила, ультрамарин, алая и сажа газовая.
Для начала выдавливаем на палитру понемногу каждой краски следующих шести цветов: виридоновая зеленая, голубая ФЦ, умбра жженая, кадмий желтый средний, охра светлая и алая.
Углем или карандашом делаем на основе набросок по фотографии, особое внимание уделяя чертам лица. Количество оттенков на лице и волосах ограничим пятью-шестью. Помечаем их границы.
Смешиваем виридоновую зеленую, жженую умбру и немного голубой ФЦ с водой и делаем фон плоской кистью № 8 или 10. Свободно водя кистью в разных направлениях, создаем фактурный красочный слой.
Той же кистью изображаем кепку, используя смесь алой с небольшим количеством кадмия желтого среднего. Наводя плоской кистью контуры кепки, придаем ей объем.
Для изображения волос смешиваем охру и титановые белила и добавляем немного цвета, которым мы писали кепку (кстати, следует приготовить побольше этого цвета: он нам еще понадобится не один раз). Для более светлых прядей разбавляем полученную смесь водой, а темные прописываем дважды. Мазки кисти должны быть широкими, чтобы создать впечатление густоты и массы волос. Еще более темного оттенка волос можно добиться небольшими вкраплениями в основной цвет голубой ФЦ и умбры жженой. Этим же цветом изображаем тень вдоль левой щеки. Следы угля (карандаша) по-прежнему заметны, но нас не должно это расстраивать: пока что они очень помогают нам, а позднее все равно исчезнут под слоем краски.
Продолжаем работать плоской кистью.
К краске, которой мы написали самые светлые пряди волос, добавляем немного алой краски и пишем щеки. Теперь добавляем воду и еще чуть-чуть алой — получившейся прозрачной смесью делаем лессировку на лице. Еще немного алой — и покрываем оставшиеся участки лица, а также делаем тень на лбу. Теперь к последнему цвету добавляем голубую ФЦ и пишем полученной смесью тень на левой стороне шеи.
Заканчиваем прописывать тени на лице. Работаем над областью лба, подбородка и вокруг губ. Делаем цвет более темным и сложным, добавляя умбру жженую и алую краску. Следим за тем, чтобы не переусердствовать с тенями на лице, потому что они должны быть прозрачными и создавать впечатление свежести юной кожи. Для прописки деталей используем кисть № 4 (или № 6].
Отойдем от картины и полюбуемся своей работой, одновременно подмечая, чего в ней не хватает.
PS….