13.10.24

 

Используя прием послойной лессировки в технике акрила можно добиться очень интересных эффектов — сложных и выразительных.

Эффект прозрачности воды на этой картоне был достигнут художником именно в результате применения послойной лессировки. Множество прозрачных нанеесённых один на другой слоев краски создают впечатление глубины и прекрасно передают солнечные блики на поверхности реки. Ричард Смит  «Птица  на берегу реки»

Эффект прозрачности воды на этой картоне был достигнут художником именно в результате применения послойной лессировки. Множество прозрачных, нанесённых один на другой слоев краски, создают впечатление глубины и прекрасно передают солнечные блики на поверхности реки. Ричард Смит «Птица на берегу реки»

Прием лессировки маслом, открытый ста­рыми мастерами много веков назад, пред­ставляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая при­меняется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень бы­стро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.

В чем заключается прием послойной лессировки?

Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких сло­ев, тем выразительней в своем многообразии становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появле­нию особого колористического эффекта, при­дающего готовому произведению глубину и блеск.

Применение послойной лессировки

Этот прием можно использовать для рабо­ты в самых разных жанрах, но более всего он подходит для обогащения колорита портре­тов. Благодаря множеству прозрачных кра­сочных слоев, нанесенных один на другой, можно получить настолько тонкие переходы тонов и цветов, что изображенная человече­ская кожа выглядит свежо и очень правдопо­добно — что называется, „как живая». А вот другой пример, когда уместна послойная лессировка: подмалевок картины мы выпол­нили при помощи нанесения объемных пятен краски, и, несмотря на то, что карти­на была нами старательно прописана, ока­залось, что цвета подмалевка и самой кар­тины не очень сочетаются. В этом случае мы можем нанести на места цветового дис­сонанса слой лессировки с соответствую­щим оттенком, который восстановит коло­ристическую гармонию.

Часто бывает также, что небо в пейзаже получилось слишком холодного оттенка, а нанесение нового слоя краски явно «утя­желит» картину, — тогда достаточно разба­вить прозрачную светлую охру и нанести тонкий слой этой краски на линию гори­зонта: небо сразу же станет «теплее». Ино­гда бывает, что некоторые участки фона как бы выдвигаются на передний план — тогда их покрывают бледно-голубой или серо-голубой лессировкой, и таким обра­зом «выравнивают».

45ек45

Пробы цвета

нглголг

олгшлш

Послойная лессировка акрилом

Обычно для того, чтобы создать лесси­ровку акриловой краской, ее сильно раз­бавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не остав­ляя следов кисти. Лессировка, содержа­щая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подхо­дит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку бо­лее прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное на­несение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лесси­ровку начинают со светлых оттенков, а закан­чивают более темными. Таким образом, тон и цвет формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления слишком темного оттенка. Однако не стоит за­бывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Напри­мер, из серого цвета можно сделать нежно-го­лубой, нанося на него слои голубой лессиров­ки, а изменить его холодный тон на более теп­лый поможет лессировка сиены натуральной.

Слой лессировки должен быть очень прозрачным - настолько, чтобы был виден цвет предыдущего красочного слоя.

Слой лессировки должен быть очень прозрачным — настолько, чтобы был виден цвет предыдущего красочного слоя.

Использование лессировки

Используя прием послойной лессировки в технике акрила, мы, как правило, начинаем со светлых тонов, постепенно добиваясь тонких колористических эффектов. Лессировка красного на кадмии желтом дает светло- оранжевый оттенок.

Используя прием послойной лессировки в технике акрила, мы, как правило, начинаем со светлых тонов, постепенно добиваясь тонких колористических эффектов. Лессировка красного на кадмии желтом дает светло- оранжевый оттенок.

Слой светлой лессировки до определенной степени может изменить более темный основной слой. Лессировка кадмия желтого на кадмии красном дает удивительно нежный оранжевый оттенок.

Слой светлой лессировки до определенной степени может изменить более темный основной слой. Лессировка кадмия желтого на кадмии красном дает удивительно нежный оранжевый оттенок.

Лессировку можно наносишь на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.

Лессировку можно наносишь на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.

Решаем проблему

Палитра и акрил

Акриловые краски высыхают от быстро, потому следует быть внимательными, чтобы не дать им засохнуть прямо на палитре. Если это все-таки произошло, смочите палитру теплой водой — через некоторое время краска вымокнет и ее можно будет хоть как-то соскрести.

Алиса в красной кепке

Попробуем применить прием послойной лессировки в работе над портретом.

Основа, которую мы выбрали для работы, должна быть чистой и сухой. Сначала разбав­ляем необходимые для лессировки краски до жидкого состояния — чтобы ими можно было наносить тонкие прозрачные слои. Никогда не следует пользоваться краской, взятой не­посредственно из тюбика — акриловая лесси­ровка просто нуждается в разбавителях!

Не будем забывать и о том, что мы наносим прозрачный слой, который изменяет, но ни­как не перекрывает полностью оказавшийся под ним цвет.

Композиция Фотография Алисы, дочери художника

Композиция Фотография Алисы, дочери художника

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ

  • грунтованный художественный холст или картон для живописи
  • 2 плоские синтетичес­кие кисти: № 8 (или 10) и № 4
  • матовый разбавитель
  • уголь или карандаш ВВ
  • пластиковая, фарфоровая или бумажная палитра
  • краски 10 цветов: виридоновая зеленая, умбра жженая, голубая ФЦ, кадмий красный средний, кадмий желтый средний, охра светлая, титановые белила, ультрамарин, алая и сажа газовая.

Для начала выдавливаем на палитру понемногу каждой краски следующих шести цветов: виридоновая зеленая, голубая ФЦ, умбра жженая, кадмий желтый средний, охра светлая и алая.

Для начала выдавливаем на палитру понемногу каждой краски следующих шести цветов: виридоновая зеленая, голубая ФЦ, умбра жженая, кадмий желтый средний, охра светлая и алая.

Углем или карандашом делаем на основе набросок по фотографии, особое внимание уделяя чертам лица. Количество оттенков на лице и волосах ограничим пятью-шестью. Помечаем их границы.

Углем или карандашом делаем на основе набросок по фотографии, особое внимание уделяя чертам лица. Количество оттенков на лице и волосах ограничим пятью-шестью. Помечаем их границы.

Смешиваем виридоновую зеленую, жженую умбру и немного голубой ФЦ с водой и делаем фон плоской кистью № 8 или 10. Свободно водя кистью в разных направлениях, создаем фактурный красочный слой.

Смешиваем виридоновую зеленую, жженую умбру и немного голубой ФЦ с водой и делаем фон плоской кистью № 8 или 10. Свободно водя кистью в разных направлениях, создаем фактурный красочный слой.

Той же кистью изображаем кепку, используя смесь алой с небольшим количеством кадмия желтого среднего. Наводя плоской кистью контуры кепки, придаем ей объем.

Той же кистью изображаем кепку, используя смесь алой с небольшим количеством кадмия желтого среднего. Наводя плоской кистью контуры кепки, придаем ей объем.

Для изображения волос смешиваем охру и титановые белила и добавляем немного цвета, которым мы писали кепку (кстати, следует приготовить побольше этого цвета: он нам еще понадобится не один раз). Для более светлых прядей разбавляем полученную смесь водой, а темные прописываем дважды. Мазки кисти должны быть широкими, чтобы создать впечатление густоты и массы волос. Еще более темного оттенка волос можно добиться небольшими вкраплениями в основной цвет голубой ФЦ и умбры жженой. Этим же цветом изображаем тень вдоль левой щеки. Следы угля (карандаша) по-прежнему заметны, но нас не должно это расстраивать: пока что они очень помогают нам, а позднее все равно исчезнут под слоем краски.

Для изображения волос смешиваем охру и титановые белила и добавляем немного цвета, которым мы писали кепку (кстати, следует приготовить побольше этого цвета: он нам еще понадобится не один раз). Для более светлых прядей разбавляем полученную смесь водой, а темные прописываем дважды. Мазки кисти должны быть широкими, чтобы создать впечатление густоты и массы волос. Еще более темного оттенка волос можно добиться небольшими вкраплениями в основной цвет голубой ФЦ и умбры жженой. Этим же цветом изображаем тень вдоль левой щеки. Следы угля (карандаша) по-прежнему заметны, но нас не должно это расстраивать: пока что они очень помогают нам, а позднее все равно исчезнут под слоем краски.

Продолжаем работать плоской кистью. К краске, которой мы написали самые светлые пряди волос, добавляем немного алой краски и пишем щеки. Теперь добавляем воду и еще чуть-чуть алой - получившейся прозрачной смесью делаем лессировку на лице. Еще немного алой - и покрываем оставшиеся участки лица, а также делаем тень на лбу. Теперь к последнему цвету добавляем голубую ФЦ и пишем полученной смесью тень на левой стороне шеи.

Продолжаем работать плоской кистью.
К краске, которой мы написали самые светлые пряди волос, добавляем немного алой краски и пишем щеки. Теперь добавляем воду и еще чуть-чуть алой — получившейся прозрачной смесью делаем лессировку на лице. Еще немного алой — и покрываем оставшиеся участки лица, а также делаем тень на лбу. Теперь к последнему цвету добавляем голубую ФЦ и пишем полученной смесью тень на левой стороне шеи.

Заканчиваем прописывать тени на лице. Работаем над областью лба, подбородка и вокруг губ. Делаем цвет более темным и сложным, добавляя умбру жженую и алую краску. Следим за тем, чтобы не переусердствовать с тенями на лице, потому что они должны быть прозрачными и создавать впечатление свежести юной кожи. Для прописки деталей используем кисть № 4 (или № 6]. Отойдем от картины и полюбуемся своей работой, одновременно подмечая, чего в ней не хватает.

Заканчиваем прописывать тени на лице. Работаем над областью лба, подбородка и вокруг губ. Делаем цвет более темным и сложным, добавляя умбру жженую и алую краску. Следим за тем, чтобы не переусердствовать с тенями на лице, потому что они должны быть прозрачными и создавать впечатление свежести юной кожи. Для прописки деталей используем кисть № 4 (или № 6].
Отойдем от картины и полюбуемся своей работой, одновременно подмечая, чего в ней не хватает.

PS….

Автор