24.04.24
Сухарев В.А. Психология интеллекта

Сухарев В.А. Психология интеллекта

Как развить в себе способность к нестандартному мышлению

Философ Сократ был уверен, что главные идеи были ему продиктованы его личным демоном Даимониумом (внутренним голосом). Мы также должны ежедневно разговаривать со своим внутренним голосом.

Наше подсознание обладает тремя информационными источниками:

1. Все накопленные в нашей памяти личные впечатления и наблюдения, а также полученные знания.

2. Вся накопленная общественным подсознанием (празнанием) информация о жизни, всеохватывающее знание сотворения и эволюции мира.

3. Знания, которые другие люди вобрали и носят в себе и которые мы используем сознательно или неосознанно путем телепатии.

Интуиция, этот бесконечно драгоценный дар, который позволяет человеку подняться до уровня трансцендентальной реальности, является между тем и одной из недоразвитых способностей человека.

Человек тем безопаснее идет своим путем, чем сильнее и увереннее его интуиция. Реальность существования так называемого шестого чувства интуиции считается достаточно обоснованной. Большинство людей в течение всей жизни совершенно не использует возможностей этой творческой силы. А если и приходится когда-либо ею воспользоваться, то происходит это спонтанно, непреднамеренно, беспорядочно. Лишь очень ограниченное число людей применяет интуицию обдуманно и преднамеренно.

Все заключено в нас самих: дверь к успеху открывается внутрь. Мы способны научиться сознательно открываться при помощи следующей суггестии: «У нас умный дух, но его нужно спрашивать. Вопросы должны предварять ответы».

Киплинг так писал об использовании подсознания: «У меня шесть слуг, которые обучили меня всему, что я знаю.

Имена их таковы: Что, Почему. Когда, Как, Где и Кто. У нас умный дух, но ему нужно задавать вопросы».

Итак, рассматривайте в будущем свое подсознание в качестве личного советчика и начинайте с практических действий. Вам потребуется большая папка, на которой написано: «Мое будущее». На первых страницах, которые вы подошьете в эту папку, пометьте все свои личные желания и цели, ориентированные на будущее. Все, что вы хотели бы выучить, достичь, купить, увидеть. Затем тщательно распределите все написанное по следующим разделам:

1. Мои профессиональные цели, мой профессиональный рост.

2. Мои частные желания и цели, касающиеся спутника жизни и детей.

3. Все возможное, что я мог бы сделать для сохранения и поддержания своего здоровья и жизненных сил.

4. Расширение моих знаний и углубление образования.

5. Разумное использование своего свободного времени.

Уже одно создание такой папки, упорядочивающей будущее, окажет на вас сильное положительное воздействие.

Теперь вы уже не будете, как это делает 95% людей, брести, подобно слепому, к своему будущему. Нет, вы будете обдумывать и планировать каждый свой шаг. И если потом вы будете по меньшей мере один раз в неделю брать в руки эту папку, то, поверьте, ваше подсознание автоматически начнет творческую работу. Эта папка даст импульс вашему подсознанию, и оно приложит все силы к тому, чтобы стать вашим персональным консультантом. К своей великой радости вы почувствуете, как все с большей силой будет проявляться интуиция. Неожиданные мысли и идеи будут ответом души. И прежде всего вы заметите одну особенность — каждая идея вызывает ощущение счастья и эйфории.

Для плодотворной работы с подсознанием целесообразно придерживаться следующих правил: работать с папкой «Мое будущее» всегда в одном и том же месте, за одним и тем же столом: всегда в одно и то же время; все мысли, идеи, замыслы немедленно записывать, не обращая внимания на то, насколько разумными они вам кажутся в данный момент.

При каждом таком упражнении вы будете совершенно отчетливо чувствовать, что мечты о собственном будущем и есть совершенная полная медитация, а не бесцельные грезы.

Удачные решения от подсознания будут приходить только тогда, когда вы уже уделили достаточно много сознательных усилий проблеме, но не смогли найти ее решения. Мысли только тогда станут действительно созидающими, когда вы будете направленно использовать их для своих целей.

Известен ряд конкретных приемов, способствующих обучению нестандартному мышлению. Один из них, освобождающий от жестких рамок установленного подхода к проблеме, состоит в превращении абстрактной ситуации в какую-либо конкретную аналогию. Ценность этой процедуры двоякая. Во-первых, ограничения, затрудняющие оценку первоначальной ситуации, не переносятся па ее аналогию, поэтому с последней значительно легче оперировать. Время от времени первоначальную ситуацию пересматривают в свете изменений, производимых с аналогией. Такая процедура стимулирует рождение новых идей и новых подходов. Во-вторых, конкретные образы, которые используются в аналогиях, вызывают другие конкретные образы гораздо легче, чем одни абстрактные идеи могут вызывать другие абстрактные идеи.

Целесообразным является такой прием: тщательно выделить, точно определить и даже записать на бумаге идею, которая является господствующей в данной ситуации. В итоге становится легче опознавать последнюю и избегать ее поляризующего влияния. Выбраться из плена господствующей идеи подчас бывает настолько трудно, что приходится прибегать к посторонней помощи. Иногда опасность заключается, наоборот, не в чрезмерной осведомленности о какой-либо идее, а в пренебрежительном отношении к тому, что не принимается господствующей идеей. Следовательно, при изучении проблемы нужно быть знакомым со всеми альтернативными мнениями.

Даже простая осведомленность о какой-то конкретной идее может воспрепятствовать формированию оригинальной идеи в голове человека, способного к самобытному мышлению. С этой точки зрения при первоначальном знакомстве с проблемой бывает полезно исключить чтение трудов других авторов, написанных на подобную тему.

Один из приемов обучения нестандартному мышлению называют методом «перевернутых ситуаций». Его суть состоит в том. что если проблема никак не поддается решению, то ее ставят как бы с ног на голову (или реверсируют). Когда рабочим в очень шумных цехах было предложено затыкать уши специальными тампонами, чтобы лучше слышать друг друга, здравый смысл смеялся над такой явной нелепостью. Однако обнаружилось, что при этом люди действительно лучше слышат друг друга. Метод стал привычным и теперь считается вполне отвечающим здравому смыслу.

Человек, который воспринял новую для него идею, часто может использовать ее с гораздо большим успехом, нежели тот. кто ее предложил и чьи способности к дальнейшему ее развитию, возможно, уже иссякли.

Одним из основополагающих принципов нестандартного мышления является использование элемента случайности при выработке новых идей.

История убедительно доказывает, насколько ценный вклад в дело мирового прогресса был сделан на основе случайных событий. Так, открытие радиоволн Герцем произошло благодаря крошечной искре, случайно возникшей в одном из бухтов аппаратуры, стоявшей на достаточном удалении от места, где проводились испытания. Рентгеновские лучи были открыты случайно, в результате того, что при проведении опытов с катодно-лучевой трубкой забыли убрать со стола специально изготовленный флюоресцентный экран. Соли серебра для придания бумаге светочувствительности стали применять с тех пор, как французский изобретатель Дагер заметил изображение, оставленное серебряной ложкой, случайно забытой на йодированной металлической поверхности. Благодаря целой цепи случайностей Флемингу удалось открыть замечательные свойства пенициллина. Луи Пастер, работавший во многих областях знаний, всегда признавал роль случайности в науке, указывая при этом на необходимость уметь воспользоваться случаем и развить дальше предоставленные им факты.

Ретроспективный взгляд на историю возникновения многих великих идей показывает, что случайность дает возможность увидеть нечто такое, чего никогда не стали бы искать преднамеренно.

Один из эффективных путей ускорения рождения новых идей благодаря случайным процессам дают игры.

Причем они должны быть абсолютно бесцельными, без какого бы то ни было плана и направления. Именно свобода от планов и целей в игре позволяет случайности столкнуть друг с другом такие явления, которые иначе бы никогда не соединились, создать такую цепь событий, которая иначе бы никогда не создалась. Во время игры идеи возникают сами собой и, возникнув, порождают новые. Идеи не следуют одна за другой в логической последовательности, однако если разум не предпринимает никаких попыток управлять ими и в то же время достаточно любопытен, чтобы следовать за ними, то идей будет больше чем достаточно.

Весьма практичный прием стимулирования рождения новых идей это подвергать себя умышленному воздействию множества возбуждающих факторов путем посещения таких мест, где много случайных вещей: универсальные магазины, выставки, ярмарки, библиотеки. Важно, чтобы окружающая обстановка не имела отношения к решаемой проблеме. Подчас совершенно не относящиеся к делу предметы способны побуждать мозг к рождению важных идей.

Наследственность, долголетие, болезни и талант

Как и жизненный опыт, интуиция приходит к человеку с годами. А насколько это качество передается по наследству? Ответ на этот вопрос нетривиален и многим людям практически не известен.

Когда родился Конфуций, человек большого ума и интуиции, его отцу было 70 лет, а матери 16. Этот факт часто служит поводом для вариаций на тему о том, что любви все возрасты покорны. Однако здесь одновременно заложено и частное проявление одного из фундаментальных законов природы: возраст отца оказывает решающее влияние на уровень способностей ребенка. Чем старше отец, тем больше у ребенка данных проявить талант или даже стать гением. Статистические исследования биографических материалов людей, вошедших в историю своими гениальными способностями, и их сравнение с демографическими данными ООН показали: если средний возраст отца в мире составляет 27 лет, то гении рождаются у людей, достигших 30-40 лет (в 41% случаев) и даже 40-50 лет (в 27% случаев).

Поскольку талант это способность воспринимать и оптимально выбирать информацию, а эти способности у человека достигают своего апогея к 40-50 годам, то понятно, что имеющий такой возраст отец способен передать ребенку при рождении накопленный опыт и интуицию наилучшим образом. Мать способна аккумулировать опыт и знания, приобретенные ее предками по мужской линии, потому ее личное влияние на способности ребенка невелико.

Хотя индекс (возраст) отца — фактор определяющий, но он не является единственным. Среди других факторов важны также индекс отца матери и развитие ребенка в первые двенадцать лет жизни, когда происходит формирование головного мозга, шлифовка механизма восприятия и обработки информации.

Бывает, что талантливый ребенок родился от довольно молодых родителей, однако при этом оказывается, что у матери был весьма высокий индекс отца. К примеру, отцу А. Пушкина было 32 года, но отцу его матери — 41 год.

Существует еще одна причина, согласно которой наиболее пытливые умы, перевернувшие представления человечества об окружающем мире, принадлежат к числу более поздно родившихся детей. «Вся история Великобритании сделана младшими сыновьями», — гласит английская мудрость. Чисто английское объяснение этого феномена (помимо индекса отца) состоит в том, что, согласно английским законам, старшему сыну в семье традиционно передавалось все наследство и привилегии, в то время как младшие сыновья обязаны были заботиться о себе сами. Многие из них при этом совершали открытия. Примерно такая же картина имеет место в отношении первооткрывателей и в других странах, где подобные законы о наследстве не действуют. Помимо более низкого индекса отца, причиной творческого консерватизма старших сыновей служат их взаимоотношения с родителями. Последние часто смотрят на них как па хранителей семейных традиций. Младшие же с детства вынуждены больше бунтовать, если хотят чего-то добиться в жизни.

Из сказанного напрашивается вывод: в семье не должен воспитываться только один ребенок. Оптимальное их число равно трем.

В некоторых государствах, например в ЮАР вышеназванные законы положены в основу демографической политики. Используют их также немцы и американцы: они просто-напросто рекомендуют споим гражданам не торопиться заводить детей и воспитывать в семье до трех детей. В бывшем СССР положение дел совсем иное, предрасполагающее к деградации общества: уже в семидесятые годы индекс отца был па четыре года ниже мирового уровня, причем более половины семей имели по одному ребенку

Обществу, не желающему своей умственной деградации. нужна здравая демографическая политика, направленная, во-первых, на повышение индекса отца у новорожденных. а во-вторых, на увеличение количества детей в семье в среднем до трех человек. Такое общество может рассчитывать стать обществом умных, талантливых и порядочных людей

С вопросом наследственности связан еще один феномен творческих личностей. Речь идет о наследовании тех способностей, которые ребенок получает, будучи еще в утробе матери.

Известно, что уже через четыре месяца после зачатия будущий ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Следовательно, пять месяцев до рождения ребенка можно использовать для формирования его интеллекта, творческих и музыкальных способностей После рождения дети, которые в утробе матери слушали музыку, реагируют на определенные музыкальные звуки так. словно это их родная стихия. Возможно, что именно с этого и формировался музыкальный талант многих известных музыкантов и композиторов.

Самым удивительным является тот факт, что у ребенка еще до рождения есть любимая и нелюбимая музыка, один из любимых композиторов еще не родившихся детей — Вивальди, другой — Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки,. наоборот, приводят их в волнение. Включите музыку Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится и успокоится. Включите музыку Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкать ножками. Начиная с двадцать пятой недели, ребенок буквально подпрыгивает в такт ударам оркестрового барабана.

Известные музыканты Артур Рубинштейн, Иегудин Ме-нухип утверждали, что их интерес к музыке проявился еще до рождения.

Самое простое, что способна сделать каждая беременная женщина — на некоторое время в течение дня включать спокойную музыку. Та или иная мелодия может соответствовать конкретной ситуации во времени: пробуждению после сна, прогулке, купанию и т. п. Постепенно ребенок привыкает к музыке и начинает протестовать настойчивыми стуками в живот, если положенная по ритуалу музыка вдруг не звучит.

Вполне вероятно, что если давать постоянно слушать хорошую музыку еще не родившемуся ребенку, то у него на всю жизнь возникнет к пей глубокий интерес. И если даже он не станет известным музыкантом или композитором, звуки классической музыки все равно окажут свое благотворное воздействие на формирование его интеллектуальных и творческих способностей.

Долгожительство — еще одна тема, имеющая непосредственное отношение к творчеству. Примеры долголетия людей, в труде которых значительную роль играют элементы творчества, настолько многочисленны, что трудно не задуматься над вопросом, существует ли на самом деле закономерность между творчеством и феноменом долгожительства.

Теоретически такие представления не противоречат фундаментальным биологическим законам. Чем глубже геронтологи изучают процессы старения, тем явственней становится взаимосвязь между деятельностью нервной системы и продолжительностью жизни. Одна из особенностей старения — снижение адаптационных способностей организма, обусловленное ослаблением нервной системы, которое снижает сопротивляемость болезням и другим неблагоприятным условиям.

Большинство долгожителей имеют сильную нервную систему, в старости они сохраняют особенности биоэлектрической деятельности головного мозга, свойственной молодости. А поскольку наша нервная система в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующаяся, то можно сказать, что с ослаблением своей нервной системы может бороться каждый. Самая же перспективная и общедоступная форма борьбы с ослаблением нервной системы — поддержание ее высшего отдела — головного мозга в постоянно деятельном, то есть в конечном итоге в творческом состоянии.

Сказанное было статистически подтверждено на основании анализа биографических данных почти тридцати тысяч ученых, изобретателей, артистов, режиссеров, композиторов, певцов, музыкантов, художников, скульпторов, писателей, ювелиров, взятых из специализированных энциклопедических справочников. Данные эти касались весьма широкого отрезка времени — от античности до современности. Сравнению подвергалась продолжительность жизни творческих личностей со средней продолжительностью жизни их современников. Статистика дала убедительный ответ на интересующий вопрос: во все эпохи длительность жизни людей безусловно творческих профессий была значительно выше средней. В античную эпоху — на 38.6 года, в средние века — на 40. в XVI столетии — на 36.5. в XVII — па 34.7. в XVIII— на 36. в XIX— на 24.6. в XX — па 8 лет. Выборка показывает, что вплоть до XX века разрыв в продолжительности жизни оставался примерно одинаковым. Значительное сокращение его в нашем столетии объясняется рядом причин. Во-первых, век еще не закончился и биографии многих известных людей не отмечены в энциклопедиях. Во-вторых, две мировые войны, фашизм и сталинизм преждевременно унесли жизни многих творческих личностей.

Может возникнуть вопрос о влиянии на долгожительство творческих личностей фактора материальной обеспеченности. Однако переоценивать его не следует, и вот по какой причине. В средние века князья и короли Западной Европы жили в среднем 49,5 года, в то время как артисты, ведущие жизнь полунищих бродяг, — 61 год. В XVI столетии короли и князья жили 51.3 года, а художники и скульпторы — 60. Члены династии Романовых жили в XVII—XIX веках в среднем 49,4 года, а русские писатели в тот же период — 55,4 года.

Подмечено, что многие гениальные люди отличаются предрасположенностью к такому заболеванию, как подагра. Среди них Ньютон. Дарвин, Колумб, Галилей, Роттердамский, Мор, Лейбниц, Бойль, Дизель, Бисмарк и многие другие прославленные естествоиспытатели, математики, физики, химики, астрономы и политики.

Этому факту дается неожиданное объяснение. Дело в том, что подагра, как правило, вызывает повышенный уровень мочевой кислоты в крови (гиперурикемию). Она-то, вероятно, и стимулирует работу мозга. Формула мочевой кислоты, как ни странно, сходна с формулой кофеина и теоброма — общеизвестных тонизирующих веществ, содержащихся в кофе и чае. Вполне возможно, что перенасыщенная мочевой кислотой кровь подстегивает и художественные таланты. Ведь Микеланджело, Рембрандт, Бетховен тоже были подагриками.

Интересны статистические данные, касающиеся связи между талантами, чьи имена упоминаются в американской энциклопедии, и алкогольными напитками. 22 процента из них в какой-то период жизни были алкоголиками, для 38 процентов спиртное являлось привычкой, 3,5 процента воздерживались от алкоголя из-за медицинских противопоказаний и лишь около одного процента были трезвенниками.

Четырнадцать рекомендаций, повышающих уровень интеллектуальных способностей

При групповом методе решения проблем по возможности исключить критику, дать возможность высказывать любую мысль без боязни, что она получит осуждение. Давать возможность как угодно видоизменять, комбинировать идеи, выдвинутые другими членами группы.

Использовать прямые аналогии или искать сходные процессы в других областях знаний.

Использовать приемы отождествления самого себя с каким-либо элементом или процессом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном и т. п.

Применять фантастические аналогии, при которых проблема может мысленно решаться как в «волшебной сказке», путем игнорирования фундаментальных законов природы. Например, допустимо выключать земное притяжение, изменять скорость света и т. д.

Следует ожидать существенной корреляции между чувством юмора и творческим потенциалом. Жизненные наблюдения убеждают, что зависимость здесь несомненно имеется, хотя доказать ее строго экспериментальным путем непросто из-за сложностей разработки надежных тестов на чувство юмора.

Практиковать общение с высокоинтеллектуальными людьми не только близких вам профессий, но и весьма далеких. Если обмен мыслями с ними по-настоящему интересен, не тривиален и требует умственного напряжения, то он нередко стимулирует интеллектуальную активность и благодаря аналогиям оказывается полезным для решения чисто профессиональных проблем, содержание которых не имеет прямого касательства к тематике бесед. В частности, руководители некоторых американских фирм охотно приглашают в свой штат историков и философов: специфические особенности их «гуманитарного» мышления помогают решению сугубо технических и управленческих задач.

Написание отчетов, статей и книг нередко способствует решению сложных проблем, поскольку процесс изложения помогает систематизации накопленного материала и уяснению проблемы для самого себя.

Нередко нужная аналогия приходит далее не из смежной, а из очень далекой области, казалось бы не имеющей точек соприкосновения с решаемой проблемой. Поэтому для интеллектуальной деятельности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры.

Творческое долголетие сохраняют те люди, кто по разным причинам избежал слишком ранней специализации и в молодости занимался проблемами, относящимися к разным, достаточно далеким областям знаний.

Тот же, кто рано погрузился в узкую научную область, лишил себя источника аналогий. Ограниченное время он способен продержаться на старом запасе, но потом наступает творческое бесплодие.

Важным стимулом интеллектуального мышления является «рытье в книгах». Речь идет не о плановом чтении, не о систематическом просмотре литературы по специальности, а о привычке перелистывать книги и журналы, которые почему-то привлекли внимание, целиком доверяясь своему «чутью». Если это занятие регулярно, польза от него огромна. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, помогает понять, что волнует других авторов, сталкивает с неизвестными ранее темами и целыми сферами деятельности.

Важный фактор, стимулирующий мысль, привычная рабочая обстановка и испытанные рабочие инструменты: лист ватмана и фломастер для архитектора, письменные принадлежности для писателя, иногда даже особым образом очинённый карандаш, особый сорт бумаги. Композитору нужен свой, видавший виды музыкальный инструмент. Физиологу или психологу важно не только размышлять над данными опытов, проделанных учениками и сотрудниками, но и самому, непременно своими руками проводить испытания без этого плохо рождаются идеи.

Умение поставить себе правильные вопросы, ответы на которые помогут разрешению проблемы. Например: может ли объект быть больше, меньше, шире, можно ли его сжать, добавить что-либо к нему, отнять, заменишь, переместишь, совместишь, расположишь выше или ниже? Вопросы могут быть и другого типа: каким образом это получается; а что, если забраться внутрь; для чего это еще годится; из каких частей это состоит и на что похоже; для чего используется; какие проблемы решает и какие проблемы создает; в чем принцип; кому это нужно?

Если задача не поддается решению, ее надо отложить и заняться чем-то другим. Спустя некоторое время, вернувшись к проблеме, человек нередко сразу же видит ее решение. Полезно возвращаться к трудной задаче каждый раз в новых или измененных условиях: на прогулке, в саду, в шумном месте, в полной тишине. Ведь человек не знает заранее, в каких условиях подсознание даст ему правильную подсказку и когда мозг работает наиболее продуктивно.

Очень важно всегда и везде иметь при себе. Средство для записи мелькнувшей мысли. Целесообразно фиксировать каждую идею, как только она пришла в голову. К концу недели все подобные записи рекомендуется переносить в тетрадь. И когда тетрадь будет заполнена, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых оказывается поразительным.

В общении с учениками нужно придерживаться простоты, демократичности и принципиальности. Поддерживать их, если они правы, уметь убедить их научными аргументами если не правы.

Если хочешь, чтобы ученик занялся разработкой какой-либо твоей новой идеи или нового направления, сделай это незаметно, чтобы он как бы сам проникся этой идеей, приняв ее за свою собственную, пришедшую ему самому в голову под влиянием бесед с тобой.

Не следует чрезмерно увлекаться опекой своих учеников. Полезнее давать им возможность максимально проявлять свою инициативу, самостоятельно справляться с трудностями. Только таким путем можно вырастить не лаборанта, а настоящего ученого. Целесообразно предоставлять ученикам право выбирать свой собственный путь в науке.

Как оценить уровень интеллектуальных способностей

Чаше всего интеллект человека пытаются определить с помощью специально разработанных тестов. В частности, за рубежом распространены тесты на определение «коэффициента интеллектуальности», который сокращенно обозначают «1.0». Автором многих из них является английский психолог Г. Айзенк. Обычно такой психологический тест включает в себя несколько десятков достаточно разнообразных заданий, для решения которых устанавливается ограниченное время. За каждую правильно решенную задачу начисляются баллы. Сумма этих баллов по специальной шкале пере-считывается в «коэффициент интеллектуальности».У человека средних способностей он составляет обычно от 100 до 130 единиц.

Какие же объективные выводы можно сделать на основании подобных тестоп9 Из условий проведения тестирования ясно, что речь идет о скорости мышления или. точнее, о сообразительности. Быстро соображающие, естественно, получают лучшие результаты, чем «тугодумы'».

Известно, что для успешного решения задач нужна заинтересованность или хорошая мотивация, а также настойчивость. Есть люди, готовые уделить решению задачи какое-то ограниченное время, а на большее у них не хватает терпения. Вряд ли они добьются высоких показателей при тестировании. Упорство же иногда компенсирует отсутствие быстроты соображения. Значит, тест отражает не только собственно мыслительные способности, но и такие личностные качества, как заинтересованность и настойчивость.

Люди настойчивые, с высоким темпом мышления, но несобранные, склонные к поспешным умозаключениям, мгновенно схватывают суть задания и их сразу же ослепляет идея решения, однако они не дают себе труда проверить правильность решения. Иными словами, свойство личности, именуемое самоконтролем, также влияет на результаты тестирования.

В ряде заданий определяющей служит способность быстро отказаться от скомпрометированной чем-то гипотезы, то есть гибкость интеллекта.

Сравнивать тестовые характеристики имеет смысл для людей, которые росли и развивались в сходных условиях, и только в этом случае разница в выполнении Заданий теста может быть объяснена различием врожденных задатков способностей.

Малограмотный человек, очевидно, не выполнит пи одного тестового задания, хотя его потенциальные умственные способности могут быть не ниже, чем у тех, кто все задания выполнит правильно.

Тот, кто много раз уже подвергался психологическому тестированию, находится в сравнительно более выгодных условиях, чем новичок. «Сравнительно» потому, что достаточно пройти тестовую проверку четыре-пять раз, и эффект «тренированности» исчерпывается: десятое испытание не дает лучших результатов, чем пятое.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что пи один психологический тест на проверку интеллектуальных способностей в принципе не может обладать абсолютной предсказательной силой. Творческая деятельность весьма многогранна, и для прогнозирования ее успешности или неуспешное™ нужно не только понимать психологию таланта, но и учитывать многие условия, в которых эта деятельность будет протекать. Самая благоразумная оценка результатов тестирования — это заключение о том, подходит испытуемый или не подходит для выполнения конкретной работы.

СЕМЬ ПРИЕМОВ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Просто спросить у пришедшего, считает ли он себя интеллектуально развитым. Люди, как правило, трезво оценивают себя в этом отношении. К тому же не заинтересованы в обмане, понимая, насколько рискованно для бездарного человека занять место, требующее творческого мышления. Недостаток этого приема скорее состоит в том, что многие люди сами не осознают своих действительных возможностей.

Постараться выяснить, в какой мере мышление человека нешаблонно. Пусть расскажет. какого рода работы больше занимают его или какие произвели на него впечатление своей необычностью и красотой. По его рассказу можно будет судить о том. предпочитает ли он «решение головоломок» простому заучиванию фактов. При этом надо принять в расчет, что одаренный человек склонен говорить о плохо изученных и неясных сторонах предметов, в то время как неодаренный больше говорит о том, что твердо известно.

Необходимо проверить, насколько человек использует свое зрительное воображение.

Одаренные люди, особенно в технической области, широко используют зрительные образы и представления в процессе мышления.

Установить «направленность личности». Есть люди, ориентированные па физическую активность (спорт) или эмоциональную (музыка, художества). Потенциально одаренные в математическом или техническом отношении люди испытывают удовольствие от умственной работы.

Коснуться в личной беседе какой-либо профессиональной темы.

Если претендент охотно приводит мнения известных или высокопоставленных лиц, ссылается на авторитетные источники, но не стремится высказать собственное суждение, то такой человек может иметь высокий «коэффициент интеллектуальности», однако очень мала вероятность того, что у него достаточно развиты творческие способности.

Предложить претенденту какую-либо конкретную нестандартную задачу и обратить внимание на систему подходов к ее анализу и решению.

Например, спросить физика, как можно измерить, с какой скоростью проходит первые пять метров пуля, вылетающая из ствола винтовки. Физики знают много феноменов, которые можно применить в данном случае, но не все умеют приложить свои знания. Одни предлагают обратиться к справочной литературе. Другие пытаются думать самостоятельно. Творчески одаренные люди обычно предлагают много идей, в числе которых бывают и шутливые, и забавные. Постепенно круг догадок сужается и остается несколько практических мыслей, хотя и не разработанных до конца.

Характерно, что нередко увлекающиеся претенденты по окончании беседы забывают о прямой цели посещения и обещают придумать еще что-либо. Интеллектуально смелые, они не боятся высказывать предположения, даже если они и не вполне пригодны для решения.

Люди, лишенные творческих способностей, высказывают идею, только если абсолютно уверены в ней.

Прием беседы с «подсадной уткой». Сотрудника, творческая одаренность которого уже доказана, знакомят с претендентом и предлагают поговорить на профессиональную тему. Если через полчаса собеседники продолжают горячо обсуждать свои замыслы и трудности их воплощения, можно смело зачислять претендента в свой штат. Если же разговор не заинтересует участников и угаснет раньше, претендент скорее всего лишен творческого блеска. В подобных беседах важна не общность знаний, а сходная манера мыслить.

Самостоятельность в принятии решений

Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения; во-вторых, — ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, — убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Естественно, что все эти качества взаимосвязаны, поскольку отсутствие любого из них неизбежно деформирует целое. Так, независимость и решительность характера в сочетании с социальной безответственностью приводят к самодурству, капризному и неуправляемому индивидуалистическому произволу. Развитое чувство личной ответственности, накладываясь на нерешительность, лишает человека способности действовать, обрекая его па постоянные колебания и мучительное чувство вины за несделанное. Неуверенность же в реальной возможности или необходимости самостоятельных действий благоприятствует росту социальной пассивности и приспособленчеству.

Известен ряд психологических качеств, способствующих формированию самостоятельности личности. Среди них самоконтроль, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей или судьбу.

Наблюдения, проводившиеся в течение длительного времени за состоянием этих качеств, убеждают в следующем: несмотря на большое различие людей, эти глубинные характеристики самостоятельности сохраняются у них весьма устойчиво. В частности, по стилю поведения в неординарных ситуациях всех людей можно подразделить на три категории.

Одни люди, столкнувшись с объективными трудностями, собираются с силами и пытаются исправить не устраивающую их обстановку. Другие сравнительно легко приспосабливаются к ней. меняя ради этого свое поведение, цели и установки. Третьи вместо того, чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства или самим приспособиться к требованиям среды, предпочитают уйти из травмирующей их ситуации или уклониться от ее осознания (психологическая самозащита).

Такие устойчивые типы поведения обусловлены, помимо особенностей восприятия и прошлого опыта личности, врожденными качествами темперамента, типа высшей нервной деятельности, и в немалой степени связаны также с конкретными обстоятельствами. Экспериментально установлено, к примеру, что отстаивание собственного суждения зависит от:

— уверенности в себе;

— значимости возникших разногласий;

— меры авторитетности группы, сформировавшей неприемлемое суждение;

— положения индивида в этой группе и желания непременно остаться ее членом:

— наличия или отсутствия психологической поддержки (один против всех или меньшинство против большинства).

Полную независимость от окружающих обнаруживают только шизофреники, обычно не обращающие никакого внимания на ситуацию. Абсолютное подчинение (конформизм) также, как правило, свидетельствует о психических отклонениях. Нормальный же человек в эксперименте, как и в жизни, определяет свою линию поведения с учетом всей доступной ему информации как о себе самом, так и об окружающих. Иными словами, как и другие характерологические черты, самостоятельность неразрывно связана с условиями среды и содержанием жизнедеятельности человека.

Особенно наглядно сказанное проявляется в трудовой деятельности. Человек, чей труд относительно автономен, свободен от мелочного внешнего контроля, лучше осознает его внутренний смысл и ценность.

Напротив, тесный внешний контроль вызывает у человека чувство собственного бессилия, что сказывается на его мировоззрении, а нередко даже приводит к нервно-психическим расстройствам. Чем меньше у личности самостоятельности в основном виде деятельности, тем больше она склонна и в других сферах жизни ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим и тем вероятнее формирование у нее эмоциональных расстройств.

Люди, занятые более сложной и самостоятельной деятельностью, отличаются и большей избирательностью и интеллигентностью досуга. Более самостоятельные в труде и обладающие большей психологической гибкостью люди выше ценят самостоятельность в своих детях и соответственно их воспитывают. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышают уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Те же самые закономерности действуют и в сфере обучения. Таким образом, рутинный труд и нетворческое обучение формируют людей, ориентированных на так называемый репродуктивный, нетворческий стиль жизни.

Впечатляющие данные о роли раннего детства в становлении личности обусловили распространение фаталистических взглядов, будто первые годы жизни раз и навсегда предопределяют будущие качества взрослого человека. На самом же деле в детстве закладываются только предпосылки и возможности будущего развития, а как именно и насколько они реализуются — это зависит от последующего жизненного опыта.

Задатки, не находящие себе применения, с возрастом способны атрофироваться: кто из нас не встречал людей, казавшихся в детстве весьма самобытными, которые позже становились унылыми соглашателями, и не более того? Известно и обратное: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, причем такое нередко происходит уже со сложившимися взрослыми людьми. А благоприобретенный опыт в одной сфере деятельности пробуждает вкус к творчеству в других областях. Таким образом, потребность к самостоятельности и творческой жизни заложена в самой природе человека, нужно только разбудить ее.

Нередко люди дают высокую оценку постоянству убеждений и жизненных планов. Человек — монолит априорно вызывает больше уважения и симпатий, чем человек — флюгер. Но эта безусловность — штука коварная. По остроумному замечанию В. О. Ключевского, «твердость убеждений — чаще инерция мысли, чем последовательность мышления». Творческая, самостоятельная личность должна не только сопротивляться давлению извне, но и быть способной, если нужно, критически пересматривать свои собственные, ранее выработанные воззрения и планы, откликаясь на биение пульса жизни и свободно выражая свои эмоциональные переживания.

Готовых рецептов формирования самостоятельности не существует. Жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана ей, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой не способны выковаться требуемые наклонности. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с детства совершать поступки и принимать за них ответственность. Без этого мальчик превращается в существо мужского пола среднего, а затем и пожилого возраста, но мужчиной благородного характера так и не становится. Мелочность взглядов и интересов напрямую отражается на характере и воле: какова бывает широта взглядов, такова и широта жизненных решений. Самостоятельность всегда сопряжена с определенным риском. Это особенно наглядно проявляется при выборе моральных решений, когда человек должен принять на себя ответственность за других, вступает в борьбу за ценности, достижимость которых в данных условиях проблематична. Но без риска не бывает ни ощущения полноты личного бытия, ни радости преодоления.

И хотя самостоятельные люди постоянно служат возмутителями чьего-то спокойствия, без них трудно представить себе движение вперед. Настоящая жизнь способна находить себе опору только в самостоятельности, ибо опираться можно лишь на то, что «оказывает сопротивление».

Автор