25.04.24

В музее Люксембургского дворца, в Париже открылась     выставка «Жозефина»,

посвященная 200-летию со дня смерти первой жены Наполеона. Здесь представлены картины и скульптуры, драгоценности и туалеты, мебель и фарфор из разных музеев мира — от Лувра до Эрмитажа. Все они связаны с жизнью «прекрасной креолки», которую по-прежнему считают самой обворожительной первой дамой Франции.

 

 

       «Верьте мне, дамы, не стоит завидовать блеску,

который не может составить счастья»

 

Portrait of the Empress Josеphine, 1808 (фрагмент),Franсois Pascal Simon Gеrard

 

 

Коронация Жозефины

 

 

Бриллианты

 


Мари Этьенн Нито, тиара Жозефины

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны. Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».

Тиара Жозефины сбоку.

Сравните с той, что на картинеМари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Ризенер Анри Франсуа Портрет императрицы Жозефины, 1808

«Кокетство, придающее утонченность каждому жесту, не упускающее из виду ни единой мелочи, обдуманное до мельчайших подробностей; какая-то необъяснимая лень в движениях; сладострастие, которое, словно легкий и вместе с тем опьяняющий аромат, разливается вокруг нее при каждом лениво-небрежном движении ее легких и гибких форм, — все это соединилось в ней как бы для того, чтобы сводить с ума мужчин…», — не мог скрыть восторга историк Фредерик Массон.

            Это Бонапарт назвал мадам Мари Роз Жозефу именем, которое всегда любил – Жозефина… С каждой станции пылкий Наполеон отправлял жене полные страсти послания, считал часы, проведенные в разлуке, угрожал подать в отставку, если она к нему не приедет. Богарне искусно играла роль слабой, нуждающейся в поддержке, дамы. А властный полководец поклонялся ей, словно божеству, дарил яркие, горячие чувства. Жозефину немного раздражала его экзальтированность, поначалу она просто позволяла себя любить.

Наполеон и Жозефина вступили в брак 9 марта 1796 года. Перед свадьбой Бонапарт преподнес невесте кольцо с двумя сапфирами: голубым и белым, с сентиментальной гравировкой внутри шинки  «искренняя любовь». Не самое дорогое кольцо, но жених тогда еще не был императором. Предсвадебный подарок стал первым в ювелирной коллекции Жозефины, которая после ее смерти, оценивалась в два миллиона франков.

Украшение попало на аукцион Osenat из коллекции принца Виктора Наполеона, внучатого племянника Бонапарта — наследника большей части личного имущества опального императора. Торги в Париже превзошли ожидания.  Нешуточная битва за подарок жениха-генерала завершилась фееричной суммой в 896 000 евро!

Анри Франсуа Ризенер. Жозефина

Сапфиры – прекрасные и загадочные, были любимы Жозефиной и Наполеоном. Подаренные на помолвку, они прошли с ними весь путь их супружества, и пошли дальше: после развода, верные украшения Жозефины остались с нею.

Жан Батист Рено. Жозефина

Любимая модель художников эпохи Бонапарта — французская императрица, на полотне Анри Франсуа Ризенера (1806) впечатляет сапфирово-жемчужной парюрой.

            Спустя четыре года, на картине Жана-Батиста Рено (1810), Жозефина предстает в сапфировой короне и внушительной парюре из ожерелья, серег, двух браслетов, двух брошей и пояса с большой сапфировой застежкой. Вероятно, там были еще диадема и гребень. Ведь знаковое положение императрицы, требовало нескромного ношения короны в комбинации с диадемой.

Лувр, парюра Марии Антуанетты

Одним из самых любимых, у императрицы был сапфировый гарнитур королевы Марии Антуанетты — ювелирный набор из семи предметов — диадемы, ожерелья, серег, двух «маленьких» и одной большой броши. Парюру украшают 29 цейлонских сапфиров, весом более 20 карат.

Лувр. Сапфировая парюра Жозефины

Еще одна прекрасная парюра из первоклассных цейлонских сапфиров и бриллиантов чистой воды. Нет возможности ее датировать, автор не известен.

Сапфировая тиара ЖозефиныВероятно, гарнитур берет начало в королевской сокровищнице Франции, и тоже принадлежал Марии Антуанетте. Королевские украшения были «приватизированы» императрицей Жозефиной не позднее 1810 года.

Серьги Жозефины, (современная копия)

Сапфировую застежку для пояса (которую классифицировали как брошь) и гребень, Гортензия передала брату Евгению де Богарне. Его дочь Жозефина – будущая королева Швеции, получила эти предметы в приданое, в сочетании с Лейхтенбергской сапфировой парюрой.

Колье императрицы Жозефины

Сапфирово-бриллиантовая парюра Жозефины подверглась изменениям. Ее трудно узнать на портретах императрицы. 

Лувр, галерея Аполлона

Французские Королевские регалии в 1885 году были разрознены и большей частью проданы Третьей французской республикой.  В Лувре, вместе с алмазом «Регент», алмазом «Санси» и красной шпинелью в виде дракона «Кот-де-Бретань», демонстрируется сапфировая парюра, сменившая несколько хозяек. Теперь она называется «набор королевы Марии-Амелии».

Тиара Лейхтенберг

Сапфировая парюра сделана парижским ювелиром Мари-Этьеном Нито. Это свадебный подарок Наполеона принцессе Августе Амалии Баварской, герцогине Лейхенбергской. В 1806 году она вышла замуж за пасынка Бонапарта — Евгения де Богарне.


Жозефина, жемчужное колье и тиара

Portrait of the Empress Josphine, by Franois Grard 

«Бриллиантовая диадема Жозефины»

 

, никогда не украшала голову французской императрицы. Почему жизнь порою так тяжела? Это ж, муки-то какие: диадем – море, а головушка – одна! Вот только причина тут, другая…

Белая бриллиантовая тиара императрицы Жозефины была заказана у Фаберже в 1890 году. Изысканная диадема, одна из нескольких, авторство которых принадлежит известному ювелирному дому, выполнена из золота и серебра. Солируют крупные бриллианты-капли огранки панделок, центральный весом в 8.3 карата. Для связок использовано четыреста бриллиантов помельче. Основание тиары 43,2 см.

Визит Императора Александра I в Мальмезон, к экс-императрице Жозефине

1812 год, Наполен Бонапарт повержен. В начале 1814-го российский император Александр I прибыл в Париж. Он нанес визит вежливости Жозефине, бывшей супруге Наполеона. VIP-персона замка Мальмезон, экс-императрица, по-прежнему, неровно дышала к украшениям и драгоценным камням.Российский император порадовал ее богатым подарком — 214 бриллиантов старинной огранки, которые, принадлежали еще его бабушке Екатерине Великой. Но, как говорится, «недолго маялась старушка» с бриллиантами. Вскоре Жозефина простыла во время прогулки по парку, и умерла в мае 1814-го.

После смерти мадам де Богарне многочисленные драгоценности разделили дети. Бриллианты Екатерины Великой достались Евгению. Сын Евгения и баварской принцессы Августы Амалии – Максимилиан, унаследовал эти роскошные камни. Бриллианты теоретически вернулась в семью Романовых, так как Максимилиан герцог Лейхтенбергский в 1839 году женился на Марии — дочери российского царя Николая   Christina Robertson, Мария, дочь Николая I


Тиара Жозефины сбоку
В 1890 году русская ветвь герцогов Лейхтенбергских заказала фирме Фаберже тиару со знаменитыми камешками. Сделал ее, один из самых искусных мастеров именитого Фаберже — Август Хольмстрем. Благодарный внук Максимилиан, несмотря на то, что бабушка никогда не держала эту диадему в руках, назвал раритет «бриллиантовая тиара императрицы Жозефины», в память о мальмезонском подарке — бриллиантах-слезинках.

Какой путь проделали бриллианты, что украшают диадему императрицы Жозефины? Сколько людей считали их своими?
Российская императрица Екатерина Великая;
Александр I, император России;
Жозефина, экс-императрица Франции;
Евгений де Богарне, принц Баварии;
Максимилиан, герцог Лейхтенбергский и герцогиня Мария Николаевна;
Георг, герцог Лейхтенбергский;
Альберт I, король Бельгии и королева Елизавета;
Принц Карл Теодор, граф Фландрии;
Королева Италии Мария-Жозе;
Принцесса Савойская Мария Гэбриэлла;
Артур и Дороти Макферрин, коллекционеры из США.
Кто знает, у кого они окажутся в следующий раз…

Вместе с монархией с горизонта исчезли витиеватые прически Марии Антуанетты. В годы террора дамы благородного происхождения безжалостно срезали волосы. Тогда родилась философская поговорка: «Теряя голову — по волосам не плачут». А прически, с минимумом растительности на голове, имели говорящие за себя, мрачные названия «Жертва», «Принесение в жертву». К счастью, черные годы террора однажды прошли и женщины отрастили волосы вновь.

Роберт Лефевр, Жозефина

Художник изобразил императрицу в тиаре с гребнямиНаполеон понимал, возврат к прежним ценностям, поможет возродить торговлю предметами роскоши, читай между строк — поднимет экономику. Его провозглашение в 1804 году, себя Императором, стало переломным моментом во французской жизни и моде. Император Наполеон сделал окружающих его женщин витриной богатства. Страна легко шагнула в новую эпоху, во многом, благодаря Жозефине, которая была законодательницей мод. Заслугой императрицы в этот период стало появление знаменитых гребней.

Гребень, серебро, золото, бриллианты

И расцвел неоклассический стиль — волосы разделены на пробор, зачесаны назад, на лоб спускаются «завитки для поцелуев». Волосы в высоком пучке скреплены гребнем. Роскошные гребни заметны и элегантны. Для знати гребни делали в паре с тиарами, из дорогих материалов — золота, серебра, черепахового панциря, рубинов, аметистов, кораллов, жемчуга… Иногда гребни были парными, но главное, они должны были сочетаться с другими украшениями, не перебивать их. Гармоничная форма и великолепное художественное исполнение, сделали гребни времен Французской империи интересными музейными экспонатами.

Парюра золотая — брошь, гребень, серьги.

Декор — синяя эмаль, сердолик-инталия. Сделано около 1808 года для императрицы Жозефины. Парюра находится в частной коллекции, в 2008 году экспонировалась в музее Виктории и Альберта, в рамках проекта европейских исторических драгоценностей, за прошедшие 800 лет.
Любовь Жозефины к кораллам, сделала его особенно модным среди французских дам и вдохновила ювелиров на создание украшений из этого теплого материала. Императрица предпочитала коралл благородного ярко-красного цвета, носила его сама, дарила коралловые украшения. В окружении Жозефины, дамы сочетали коралловые камеи с белыми шифоновыми платьями, копируя греческие статуи.

Черепаховый гребень с коралловыми камеями

Черепаховый гребень с одинадцатью коралловыми камеями, на золотой основе, украшенной листьями аканта, первая половина XIX-ого столетия. Каждая из камей представляет вакханку — жрицу греческого бога Вакха. Мода на камеи пришла из Италии, где еще в XVIII веке граверы вырезали их на перламутре и камне.

Золотой гребень с камеямиФранцузский золотой гребень с камеями времен Империи продан на аукционе Sotheby’s за 9 633 доллара.

Гребень с жемчугом

Андреа Апппиани, Жозефина

Первые упоминания о камеях относятся к древней Греции: третий век до нашей эры. Несколько столетий камеи были популярны среди греков и римлян. Материалом чаще служили оникс и агат — слои разных цветов изображали героев, правителей, мифические сцены.

Андреа Аппиани, императрица Жозефина с брошью камеей

Наполеон испытывал страсть к камеям, со времен итальянской кампании 1796 года. Интерес подогрели раскопки Геркуланума и Помпей. Французские ювелиры, узнав об этом, одну из тиар для коронации украсили камеями — так началось повальное увлечение ими в Европе. На вершину моды взобрался неоклассицизм. Камеями украшали колье, гребни, кольца, браслеты, тиары. Особенно ценились древние камеи и инталии с классическими сюжетами. В Париже Наполеон покровительствовал школе глиптики. Интересно, что этому стилю пытались подражать современные ювелиры (с лазерными резцами), но оказалось, сделанное вручную, имеет свою неуловимую прелесть.

Жозефина де Богарне в тиаре с камеями

Иногда жизнь разворачивается по сценарию мыльной оперы. Сын Жозефины де Богарне – Евгений, женился на принцессе Августе Амалии. Через год родилась дочь, названная в честь именитой бабушки Жозефиной (1807-1876). Прошло шестнадцать лет, и в 1823 году сыграли свадьбу Жозефины Евгеньевны с наследным принцем Швеции Оскаром. Свекровью стала та самая Дезире, у которой бабушка невесты когда-то отбила жениха.

Внучка императрицы Жозефины — королева Швеции и Норвегии
Но ради счастья единственного сына, королева Дезидерия (теперь она звалась так), забыла старое и с распростертыми объятиями приняла невестку — внучку и тезку своей давней соперницы. Сегодня в королевских семьях Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Люксембурга, течет кровь двух женщин, любимых одним прославленным полководцем. В приданом молоденькой Жозефины было немало уникальных драгоценностей, которые явно берут начало из сундуков ее бабушки экс-императрицы. В том числе, прекрасный гарнитур с камеями.
Тиара с камеями

Мари-Этьен Нито, тиара Жозефины с камеями

После смерти мадам де Богарне, любимые украшения бывшей императрицы были разделены между ее детьми. Золотой гарнитур с камеями достался принцу Евгению – диадема, серьги, колье, булавки. Особенно прекрасна была тиара, из семи крупных камей на мифологические сюжеты, в окружении маленьких жемчужин, увитых тонкими цветами из желтого золота. Автор шедевра — ювелирный гений Мари-Этьен Нито (Nitot). Чтобы создать знаменитую диадему, для императрицы Жозефины, по заказу Наполеона изъяли из королевской сокровищницы восемьдесят шесть античных камей.

Сильвия и Карл в день свадьбыШведская королевская шкатулка хранит память о многих женщинах, многих государствах и многой любви. Тиара внучки императрицы Жозефины стала свадебной в королевской семье Швеции. Особую популярность ей принесло бракосочетание 19 июня 1976 года экс-стюардессы немецкого-бразильского происхождения Сильвии Соммерлат с королем Карлом XVI Густаво.


Принцесса Виктория в знаменитой тиаре.

Время летит, и вот уже для дочери Сильвии и Карла – 32-летней принцессы Виктории и тренера по фитнесу Дэниэля Уэстлинга звучат свадебные колокола.

Другие диадемы с камеями
В начале XIX века в украшениях приветствовалось подражание античным образцам.


Тиара с перламутровыми камеями

Понятно, что у законодательницы мод — жены Бонапарта не было недостатка в диадемах с камеями. Ей принадлежала тиара из золота с перламутровыми камеями. Сделана диадема после 1804 года, украшена жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Жозефине подарена родственником Наполеона – Йохимом Мюра.
Тиара с камеями из лазурита

Изящная золотая диадема императрицы Жозефины из лазурита. Каждая камея обрамлена мелким жемчугом, а центральная – портрет знаменитого мужа: Наполеона Бонапарта.

Украшения с камеями эпохи Наполеона
Такой, как на портрете, художник Грос представлял Жозефину накануне свадьбы с Наполеоном, в 1796 году. Будущая императрица в простом платье, заколотом под грудью брошью-камеей.

Жан-Антон Грос, Жозефина
Колье с камеями

В 1802 году писком французской моды стали римские ожерелья — агатовые или сердоликовые камеи, соединенные между собой неширокими цепочками. Ожерелье из сардониксовых камей, относится к началу XIX века, Европа. Двойные золотые цепи соединяют камеи, мозаики, полудрагоценные камни. На каждой камее запечатлена римская мифология: Купидон со змеями, бабочками, птицами, улитками, собаками и человеком… на Луне. Неоклассическое украшение в очень хорошем состоянии. Кроме того, камеи здесь вырезаны из сардоникса, а не из раковин, что добавляет ожерелью ценности. Две камеи заменены ( их когда-то было больше).

Императорская парюра

Эта французская императорская парюра (диадема, колье, серьги, два браслета) была продана на аукционе Sotheby’s за 18 785 $.

Парюра, золото, голубое стекло

Редкий французский гарнитур изготовлен около 1800 года. Необычны фрагменты из голубого стекла, изображающие философов и классических богов. Золотая парюра состоит из двухрядной диадемы, пары браслетов, ожерелья и серег. Каждый предмет собран из прессованных стеклянных медальонов разных размеров.

 

http://subscribe.ru/group/tyi-super/6392816/

Автор